Главная » Отношения » Cоздание мужчины и женщины по Библии

Cоздание мужчины и женщины по Библии

К созданию мужчины и женщины по Библии Бог приступил на шестой день к венцу своего творения, говоря: “сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Библия, Бытие 1.26).

Множественное число «Мы» указывает на то, что Бог существует во множестве лиц, Отца, Сына и Святого Духа. Так человек в своем духовном аспекте сотворен по образу Святой Троицы. В Книге Бытия 2 мы читаем, что в то время как тело человека состоит из земли и воды (слово “Адам” означает “земля”), его душа вдыхается в него самим Духом Божьим. Поэтому по своей природе он и материален, и духовен.

Версии Богословов

Cоздание мужчины и женщины
Анастасий Синаит

Святой игумен (конец VI/начало VII века) Анастасий Синаит указывает, что до упоминания о сотворении человека в Книге Бытия Бог упоминается только одним словом — “Бог”, тогда как после этого он имеет двойное имя — “Господь Бог”.

Это тонкое пророчество, что Бог приобретет вторую природу, когда он станет человеком в Иисусе Христе! Поэтому уже с самого начала Бог знал, что ради спасения своего величайшего творения он примет человеческую природу, став, как говорили святые апостолы Фома в день Воскресения, “Господом моим” (в своей человечности) и “Богом Моим” (в своей божественности) (Иоанн 20.28).

Образ Божий в человеке был по-разному истолкован святыми отцами, но общее согласие состоит в том, что он относится к тому, что отличает человека от животных – его свободной воле, его рациональности и его вечности.

По словам святого христианского богослова Григория Нисского, человек создан по образу Божию, потому что он создан по образу Господа Иисуса Христа, Второго Лица Святой Троицы и Богочеловека. Подобно художнику и его модели, Бог взял воплощенного Христа в качестве своего образца в творении человека.

создание человека
Василий Великий

Про создание мужчины и женщины, святитель Василий Великий (ок. 330—379) пишет: “Мы обладаем одним творением, мы приобретаем другое свободной волей. Другими словами, мы используем нашу свободную волю, чтобы направить нашу сотворенную природу, которая имеет возможность приобрести подобие Бога, к фактическому обладанию этим подобием.

Подобие Божие в человеке есть обожание, святость, полное обитание Святого Духа. Адам был свят и подобен Богу в начале, но он потерял эту святость в падении.

Богослов Владимир Лосский
Владимир Лосский

Современный французский богослов Парижской школы Владимир Лосский (1903-1958) пишет: «образ нельзя объективировать, можно сказать, «натурализовать», приписав его той или иной части человеческого существа.

Быть по образу Божию, утверждают отцы, в конечном счете означает быть личностным существом, то есть свободным, ответственным существом. Почему, спрашивается, Бог сделал человека свободным и ответственным? Именно потому, что он хотел призвать его к высшему призванию: обожанию, то есть стать по благодати, в движении столь же безграничном, как Бог, тем, чем Бог является по природе. И этот призыв требует свободного ответа; Бог желает, чтобы это движение было движением любви…

Григорий Нисский
Григорий Нисский

«Личное существо способно любить кого-то больше, чем его собственная природа, больше, чем его собственная жизнь. Человек, то есть образ Божий в человеке, есть тогда свобода человека по отношению к своей природе, «факт освобождения от необходимости и не подчинения господству природы, но способность свободно определять себя» (Св.Григорий Нисский).

Сотворение мужчины

Ева также приняла участие в Богоподобии Адама; и единство, и различие полов заключены в словах: “по образу Божию сотворил их; мужчину и женщину” (Бытие 1.27).

Но в самом начале был только самец рода, Адам, чье тело было создано из праха, смешанного с водой, и его душа из “вдыхания” Духа Божьего (Бытие 2.7).

В некоторых текстах говорится, что человек состоит из духа, души и тела. “Дух” — это высшая часть души, с которой человек вступает в молитвенное общение с Богом. Кроме того, как указывает преподобный Серафим Саровский, можно сказать, что  Дух был частью первоначального состава человека – до того, как он потерял его после грехопадения.

Сотворение женщины

Однако, рассудив, что Адам не должен быть одинок и нуждается в “подобном ему помощнике” (Бытие 2.18, 20). Господь Бог навел на человека глубокий сон [“экстаз” в греческом тексте Септуагинты], и пока он спал, взял одно из его ребер и закрыл его место плотью; и ребро, которое Господь Бог взял у человека, которого он превратил в женщину, и привел ее к мужчине.» Еврейское слово, переводимое здесь как “глубокий сон”, тандема, на самом деле означает “визионерский транс”, что близко к “экстазу” Септуагинты.

Современные Богословы пишут: “описание женщины, сделанное из мужского ребра», привело к ошибочному выводу, что женщины уступают мужчинам, потому что они происходят из одной небольшой части мужской анатомии.

Тем не менее, Бог сказал Моисею сделать четыре золотых кольца для Ковчега Завета: “два кольца на одной стороне его и два кольца на другой стороне его”. Точно так же, когда Бог берет от мужчины, чтобы сделать женщину, Ева исходит из всей стороны тела Адама, а не из одного ребра.создание мужчины и женщины

«Собственные слова Адама проясняют, что Ева исходит от одной из его сторон, когда он заявляет о своей жене: «наконец, это кость от моей кости и плоть от моей плоти!(Бытие 2: 23). Если бы Ева была сотворена только из ребра этого человека, Адам мог бы только сказать, что она была «костью от его кости». «Как кость и плоть Адама, женщина — это вторая половина мужчины». «Когда мужчина и женщина прилепляются друг к другу и возвращаются к тому, чтобы быть «одной плотью», две равные половины человечества объединяются.

Создание мужчины и женщины как изначальная пара в Книге Бытия представляет Божье видение равенства и взаимодополняемости между полами.

Невеста Христа, из крови и воды, которые текли с его стороны во сне смерти на кресте. ”Не без значения, — пишет святой Амвросий, — что женщина была сделана из ребра Адама. Она не была сделана из той же земли, что и он, чтобы показать, что создание мужчины и женщины и физическая природа идентичны и что вместе они были одним источником для размножения человеческого рода.

Таким образом, ни мужчина не был создан с женщиной, ни двое мужчин, ни две женщины не были созданы в начале, но сначала мужчина, а затем женщина.

Бог желает, чтобы человеческая природа была установлена как единое целое. Поэтому с самого начала нашей расы он исключил возможность возникновения различных натур.

Различия мужчин и женщин

И все же есть различия мужчин и женщин. Эти различия ради полового размножения – но не только для этого…

Таким образом » Адам сказал: ”Это теперь кость от моей кости и плоть от моей плоти; она будет называться женщиной, потому что она была взята из мужчины. Посему оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут они в одной плоти”.
Таким образом, Адам, — пишет святой Ефрем, — был, один в том, что он был человеком, два в том, что он был сотворен мужчиной и женщиной”. Опять же: “он почитал [Еву]», пишет св. Иоанн Златоуст, “и сделал их едиными, еще до своего сотворения». Но «мудрый совет Божий вначале разделил одно на два; и желая показать, что даже после разделения оно все еще остается одним, он не допустил, чтобы продолжение рода было возможно только через одного человека….»Итак, — заключает Святой Отец, — можно видеть, что они едины, ибо она сотворена с его стороны, а они как бы две половинки.”

Духовная интерпретация полов

Более духовная интерпретация дифференциации полов состоит в том, что через нее Бог привил природе каждого из нас интуитивное понимание отношений между Богом и его творением, причем Бог занимает мужскую, активную роль спасителя и защитника, в то время как человек по отношению к Богу принимает женскую, пассивную роль. Многие библейские отрывки изображают Бога как жениха человеческой души…

Современные сторонники идеологии утверждают, что половые различия не важны и поэтому могут быть “пересмотрены”, что мужчины могут стать женщинами, а женщины — мужчинами. Однако, согласно Священному Писанию, различие — и притяжение между мужчиной и женщиной существовало с самого начала, еще до грехопадения. Когда Ева была сотворена из стороны Адама, он сказал о ней: “это теперь кость от кости моей и плоть от плоти моей; и она будет называться женщиной [Иша по-еврейски], потому что она была взята из человека [Иша]”.

Адам признает, что они одной плоти – другими словами, что они женаты – физически женаты.

Эти слова, как пишет епископ Николай Велимирович, являются «основанием и причиной таинственного притяжения и союза между мужчиной и женщиной”. Они ”стали, — пишет святой Астерий Амасейский, — общим признанием, обращенным от имени всех мужчин ко всем женщинам, ко всему женскому полу. Эти слова связывают все остальное. Ибо то, что происходило в начале в этих первозданных, перешло в природу их потомков”.

”Таково происхождение, — пишет протоиерей Лев Лебедев, — непреодолимого влечения мужчины к своей «жене» (женщине) как к самому необходимому дополнению его собственной природы. Союз в любви с женщиной может быть заменен только Союзом в любви с Богом, который неизмеримо глубже. Именно на таком единении с Богом основано монашество, поэтому оно не приводит к психологическим комплексам. Но монашество не для всех, это удел особых людей, «которые могут вместить» это состояние. Но для большинства женщина остается одним из самых необходимых условий нормального существования.

Адам продолжает: знаменитые слова, которые Господь Иисус Христос, вслед за апостолом Павлом, рассматривал как основополагающий документ брака: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут они в одной плоти».

Половой акт в духовном аспекте

Христианский богослов Григорий Нисский (около 335—394) утверждает, что весь аппарат половых анатомических различий и полового размножения, будучи аспектами “одежд из кожи”,  данных Адаму и Еве после их грехопадения, возник только после грехопадения.

Если это так, то половой акт имел место, как указывает Святой Иоанн Лествичник, только после падения.

Но факт остается фактом, что Адам был мужчиной, а Ева женщиной уже в раю, до грехопадения, что они были женаты и одной плоти уже в Раю.  У них было физическое влечение и они были привлечены друг к другу естественным, но безгрешным, непогрешимым образом.

Так, святой Кирилл Александрийский пишет о теле Адама до грехопадения, что оно “не было полностью свободно от вожделения плоти”. Ибо хотя она и была вне порчи, у нее действительно были врожденные аппетиты, аппетиты к пище и размножению. Но самым поразительным было то, что его ум был свежим. Ибо он свободно делал то, что хотел, видя, что его плоть еще не была подвержена страстям, вытекающим из тления.