Главная » Дети » Задержка психического развития детей

Задержка психического развития детей

Такое понятие, как задержка психического развития (ЗПР), к сожалению, в наши дни можно встретить довольно-таки часто. Это определение, как правило, принято употреблять по отношению к определенной категории детей.задержка психического развития

Часто задержку психического развития путают с олигофренией, что вводит многих педагогов и родителей, далеких от специфики нарушений детей с различными отклонениями от нормы в психическом и физическом плане, в заблуждение.

Так что же такое на самом деле задержка психического развития и чем она отличается от олигофрении?

Отличие от олигофрении

Чтобы понять, что же такое ЗПР, для начала стоит отметить, что собой представляет олигофрения и какие особенности, отличающие ее от задержки психического развития, она имеет.

Итак, олигофрения представляет собой врожденное слабоумие. Не путайте с понятием «деменция», которое предполагает не врожденную умственную отсталость, а приобретенную в раннем детском возрасте.

Существует ряд отличительных признаков задержки психического развития от олигофрении. Итак, отметим основные различия:

1. Олигофрения не являет собой обратимый процесс. Пока генетика не дошла в своем развитии до того уровня, когда лечение слабоумия стало бы возможным. Задержка психического развития же, напротив, представляет собой отставание в психическом развитии, которое поддается коррекции в тяжелой степени ЗПР и полному исправлению в средней и легкой степенях.

2. Детей, страдающих олигофренией, можно отличить от детей с ЗПР и по внешним признакам. Так, например,  с синдромом Дауна отличается от детей с нормой в развитии раскосым разрезом глаз монголоидного типа. Координация движений такого человека нарушена. Дети с синдромом Дауна не способны прыгать, бегают неуклюже, походка их неуверенная и размашистая. Этого нельзя сказать о детях с задержкой психического развития.

Ребенок с задержкой психического развития на первый взгляд ничем не отличается от ребенка с нормой в развитии.

Отличительными чертами могут поначалу показаться лишь нарушения в поведении.  Это объясняется тем, что развитие таких познавательных психических функций, как мышление, речь, восприятие, ощущение, у этих детей нарушено, что ведет в дальнейшем к быстрой утомляемости, к потере интереса и к неусидчивости, а, следовательно, и к неудовлетворительному поведению во время занятий, игр и так далее.

Важно уметь отличать эти понятия друг от друга, так как от особенности нарушения в развитии ребенка зависят методы, приемы и специфика работы с ним в дальнейшем и знать что должен уметь ребенок в определенном возрасте.

Что должен уметь ребенок

Дети учатся общаться с момента их рождения. Когда они прогрессируют через этапы развития языка, они изучают навыки, с которыми они должны будут самостоятельно читать раз в день. Аудирование, говорение и письменная форма, в конечном счете, всё это способствует развитию и корректировке задержки психического развития.

 До 1,5 лет

От рождения до 18 месяцев младенцы учатся общаться прислушиваясь к окружающему их миру и отвечая на звуки, и в конце концов на слова. Эти умения приведут к умению воспроизводить  первые слова ребенка, развитию языковых навыков и грамотности. Родители могут помочь своему малышу выучить язык, общаясь с ним, читая стишки, читая книги и играя в игры. Дети учатся ритму языка, когда они прислушиваются к сказанному слову. Эта стадия развития, приносит лепет младенцу и его первые слова.

От 1,5 до 3 лет

Малыши в возрасте от 18 до 36 месяцев могут развить любовь к чтению, когда они знакомятся с книгами. Чтение готовности мероприятия включают в себя слушать и говорить об обычных видах деятельности в течение дня. На этом этапе дети узнают новые слова, начинают иметь понятия письма из книг. Они узнают, что русский текст читается слева направо, сверху вниз, и они учатся элементам истории. На данном этапе родители могут помочь детям, указывая на знаки и буквы, обсуждая фотографии и читая им рассказы. Эти виды деятельности, приобщения детей к языку и грамматике, закладывают основу для того, чтобы у детей не было задержек психического развития.

От 3 до 4 лет

Дети в возрасте от 3 до 4 лет увеличивают свои словари и языковые навыки и используют  слова для диалога и обмена идеями. Дети этого возраста осознают слова, и могут даже начать разработку своего словарного запаса и замену знакомых слов. Родители могут помочь детям этого возраста с деятельностью, беседуя с ребенком о повседневной жизни, таких как поездка на автобусе, или сходить за покупками в магазин.

Когда Вы читаете книгу вашему ребёнку, он начнёт понимать связь между словами, которые вы говорите, и словами, написанными на странице. Рифмы и слова играют также готовность ребёнка к чтению и постепенно сглаживается задержка развития.

Детский сад

На данном этапе развития языка, дети используют их память и графические подсказки, чтобы «читать» книги. Ребенок может поглощать слова слушая рассказы, а также может рассказывать эти рассказы другим. Детский сад становится всё более и более знакомым с языком искусства чтения и письма, а также аудирования и говорения. На этом этапе многие дети начинают признавать общие слова и легко читают книги. Родители могут помочь человекам детсадовского возраста в использовании новой лексики, помогая им, чтобы «прощупать» слова, если они попросят о помощи, и форме слова, например магнитными буквами  на холодильнике, вырезанными из газеты или журнала.

Первый класс

Первый класс дети строят на языковых навыках, которые они приобрели на предыдущих этапах, и как зазвучали слова и признают большой список слов «на глазок». Деятельность для развития аудирования, говорения и письма, улучшает навыки общения и поддержки начинающего читателя. К концу года многие первоклассники читают материалы сами по себе. Родители могут помочь, направляя юных читателей, что бы они понимали то, что означают слова, которые они читают самостоятельно, используя контекстные подсказки.

Обсуждая историю, побуждает детей к разговору о лучшей части и дети могут предсказать, как закончится история и при этом мотивировать ребенка.

Таким образом, задержка психического развития может быть скорректирована или полностью устранена.