Возрастные особенности детей младшего школьного возраста более обширны, нежели у детей 6-7 лет. Младший школьный возраст — это где-то от 7 лет до 10-11. В этот период и происходит становление личности. Ребенок осознает, что он стал взрослее. Он начинает дифференцировать полученную информацию, но необходимо научить ребенка слушать. К сожалению, в силу своего еще маленького возраста, частенько происходит путаница.
Если говорить про родной русский язык, то наиболее часто «автозаменяются» буквы «ш» и «щ» по причине схожести написания и произношения. Если же говорить про иностранные языки, которые уже преподаются в этом возрасте, то там тоже полно нюансов. К примеру, буквы «b» и «d», а также «t» и «f» частенько путаются. Ведь внешне они очень схожи в написании. Про «m», «n», «p» можно сказать тоже самое. Но их нередко заменяют на похожие в написании буквы русского алфавита. Со временем ребенок научится различать и запомнит, как правильно писать и произносить. Но на первых порах придется проявить терпение и обучить кроху правильно разбираться в алфавите.
Начальная школа — не совсем уж и беззаботное время. Ребенку приходится учиться удерживать подолгу внимание на одном занятии. И не всегда оно ему нравится. Гиперактивным деткам сложнее. Они не могут усидеть дольше 15 минут. Могут подскочить посреди урока и начать перемещаться по классу. Нельзя ругать таких детей. Он не виноват, что энергия внутри него бьет напором.
Мышление, внимание и память детей младшего школьного возраста
Особенности младших школьников если говорить о мышлении, то оно еще не совсем сформировано как у взрослых. Конечно, причинно-следственная связь между событиями стала более правильной. Но еще нет такого рассуждения, как у взрослых. Но уже появляется способность к обобщению. Однако логические задачки могут решаться. Сначала происходит понимание условий, затем уже соотношение с реальным миром и перенос на какие-то события, а затем уже завершающий этап — решение.
В младшем школьном возрасте ребенок начинает намного активнее пользоваться речью. Словарный запас индивидуален для каждого малыша. Для его увеличения необходимо домашнее чтение. Все зависит от того, как занимаются с ребенком дома, как часто происходит общение со взрослыми. Но тут главное не количество сказанных слов взрослыми, как их качество. Можно вести беседу, используя сотни и тысячи слов, но из них половина будет словами-паразитами или употребляться в неправильном контексте. Лучше уж грамотно строить свою речь, чтобы у ребенка сразу формировалось понятие, как правильно говорить, как употреблять то или иное слово и что оно значит.
Чем старше ребенок будет становиться, тем более подробным станет его решение. Он будет просматривать несколько вариантов развития событий. Больше конкретики появляется. Нередко происходит построение плана или схемы, чтобы подробнее объяснить то или иное решение. Дети стремятся наглядно показать свой ответ.
Память необходимо развивать. В этом возрасте работают 2 типа: произвольная (когда запоминается все «на автомате, даже без особого желания или стремления ребенка) и осмысленная (заучивание стихов, кусочков прозы). Чем интереснее тот или иной предмет, чем ярче и нагляднее научное пособие, тем больше шансов, что изучение материала и его запоминание будет непроизвольным. Некоторые малыши используют ассоциативное запоминание. То есть говорите, что та или иная картинка была рядом с текстом и малыш нередко может вспомнить, что именно было еще на странице. Но это при условии, что книжка яркая, красивая и интересная.
Особенности младших школьников в том, что важно, чтобы ребенок понимал объяснение. Тогда он сможет быстро запомнить рассказанное, а также воспроизвести через какое-то время. В этом возрасте необходимо развивать смысловую память.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста касательно внимания зависят от сформированности этой функции. Если вы не стремились обучать ребенка удерживать свое внимание на том или ином занятии длительное время, то в младшем школьном возрасте ему будет крайне сложно. В таком возрасте практически все малыши, даже очень-очень активные, способны усидеть на месте, занимаясь скучным делом минут по 10-20.
Но потом появляется непроизвольное переключение внимания на что-то другое. Поэтому в начальной школе за урок несколько раз делают перерывы, зарядку делают или какую-нибудь развлекательную пятиминутку, чтобы отвлечь детишек от скучного занятия. После такого отдыха им станет намного проще вновь сосредоточиться на скучном деле. С взрослением время будет увеличиваться. Со временем и по часу смогут заниматься одним и тем же, даже если им не интересно, но это нужно.
Однако не стоит ожидать, что если первоклашка сидит тихо и вроде как смотрит в учебник или на доску, то он поглощен в обучение. Детишки в таком возрасте могут быстро переключаться на свои мысли. Некоторые начинают рисовать.
Возрастные особенности психологического развития детишек
1. В младшем школьном возрасте происходит становление понятий о хорошем и плохом. Важно не упускать это время, рассказывать ему постоянно. Если делаете что-то, то говорите хорошо это или плохо. Если малыш напакостил, то скажите, что этот поступок плохой. Важно делать акцент, что не ребенок плохой, а именно поступок. И несмотря на сделанное, вы все равно любите свое дитя, но огорчены тем, как он поступил.
2. Начинает в этом возрасте малыш сначала обдумывать, затем уже делать что-то. Меньше импульсивных поступков, больше — взвешенных и обдуманных.
3. Произвольное поведение. Складывается понимание, что в той или иной ситуации необходимо вести себя так и никак иначе.
4. Малыш понимает, на что он способен. К тому же он осознает свое место среди взрослых. Появляется свое личное пространство. Осознается последствия некоторых действий.
5. И помните про кризис 7 лет. Это образно. У одних он может и в 6 начаться, у других после восьми годиков. Связан кризис с тем, что ребенок обнаруживает в себе свое социальное Я. Осознание своего места в этом мире, в обществе, среди сверстников и взрослых. Меняется самосознание. Многое переоценивается. Интересы меняются. Игры уже не являются чем-то слишком уж важным. Он находит что-то новое, что ему нравится.